image

Анатолий Васильевич Кобзев

Передовая инженерная школа ТУСУРа «Электронное приборостроение и системы связи» носит имя профессора Анатолия Васильевича Кобзева. Анатолий Васильевич Кобзев (3 января 1944— 24 июня 2021) – ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (1999-2009), президент ТУСУРа (2009-2014), заведующий кафедрой Промышленной электроники ТУСУРа (1980‑2014), доктор технических наук (1983), профессор (1984), трижды лауреат конкурса Томской области в сфере образования и науки (2002, 2005, 2009), действительный член Академии инженерных наук РФ и Международной академии наук высшей школы, Почетный гражданин города Томска. Анатолий Васильевич внес значительный вклад в развитие университета, города и науки в целом.

image

Рост авторитета ТУСУРа

В 1999 году Анатолия Васильевича избрали ректором ТУСУРа, а в 2009-ом – он стал президентом университета. За годы руководства университетом Кобзеву удалось решить проблемы, накопившиеся во время кризиса 1990-х годов: число студентов увеличилось более чем в 2 раза, были открыты 16 филиалов вуза в городах России. Заметно возрос авторитет ТУСУРа в отечественном и мировом сообществе. Под руководством Кобзева были реализованы масштабные международные проекты с университетами США, Нидерландов, Франции, Германии, Китая, Канады и других стран. В ТУСУРе в партнёрстве с наукоемкими фирмами открыты новые НИИ. За годы руководства А.В. Кобзева объем научных исследований университета вырос с 12,5 до 625 млн рублей, а общий годовой бюджет — с 67 млн до 1 млрд 558 млн руб.

image

Технология группового проектного обучения

Решением задачи по подготовке высококвалифицированных инженеров и научных работников, а также организаторов наукоемкого производства стала задуманная и реализованная Кобзевым концепция инновационной образовательной программы. В её основе – технология группового проектного обучения студентов (ГПО). С 2007 года она внедрена на всех кафедрах университета. Результатом внедрения ГПО стала новая траектория обучения: групповое проектное обучение – учебно-исследовательская работа – научно-исследовательская работа студента – студенческое конструкторское бюро – студенческий бизнес-инкубатор – технологический бизнес-инкубатор. Таким образом, на выходе из университета появился новый «продукт» — частный предприниматель наукоемкого бизнеса или наукоемкая фирма.Выпускники, создавшие собственное наукоемкое предприятие, продолжают поддерживать контакт со своим университетом. Именно это позволяет ТУСУРу удерживать свои позиции как центру постоянно расширяющейся инновационной экосистемы.

image

Создание предпринимательского исследовательского университета

Становление ТУСУРа как предпринимательского исследовательского университета и формирование его бизнес-окружения, в настоящее время состоящего из более чем 200 высокотехнологических компаний, основанных выпускниками университета – во многом заслуга Анатолия Васильевича. Им была сделана ставка на сотрудничество с фирмами бывших студентов вуза и создание единого учебно-научно-инновационного комплекса. ТУСУР одним из первых в стране стал воплощать в жизнь идею частно-государственного партнерства. Сейчас до 80% наукоемкой продукции Томска производится на предприятиях, возглавляемых выпускниками ТУСУРа.

image

Партнерство университета и наукоёмкого бизнеса

Созданная под руководством Кобзева система частного-государственного партнёрства – учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) – основана на идее гармонизации отношений работодателя и университета. Вуз готовит молодых специалистов, адаптированных к условиям экономики в сфере наукоемкого бизнеса, опираясь на запрос фирм-партеров. Каждая из них имеет свою «структуру» в университете (НИИ, КБ, учебные и научные лаборатории, группу студентов в бизнес-инкубаторе). В результате фирма-партнер получает возможность готовить специалистов так, как ей нужно. А университет выпускает наиболее востребованных на конкурентном рынке высококлассных профессионалов.

Первый в России бизнес-инкубатор и участие в нацпроектах

В 2004 году в ТУСУРе по инициативе Кобзева открыт первый в России студенческий бизнес- инкубатор. Еще во время проведения первого конкурса проектов СБИ стал мощным магнитом инвестиций: компании-партнеры университета обозначили направления, которые готовы финансировать, и стали стратегическими инвесторами студенческих проектов. СБИ был задуман как площадка для создания студентами малых предприятий-производителей наукоёмкой продукции, а также развития научных школ и укрепления их связи с рынком. Ещё одно важное предназначение бизнес-инкубатора – отработка механизма генерации новой волны предпринимателей в области информационных технологий и радиоэлектроники. В 2006-ом университет стал победителем первого конкурсного отбора вузов, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование». Тогда и получила широкое внедрение новая технология ГПО студентов, ориентированная на подготовку предпринимателей наукоемкого бизнеса. В 2008 году ТУСУР вошел в число вузов-исполнителей проекта по ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ» и в состав национальной наносети. В 2010-ом дважды стал победителем конкурса по созданию высокотехнологичного производства в соответствии с постановлением Правительства РФ №218. В 2011 году самый молодой томский вуз стал победителем конкурса программ развития инновационной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства РФ №219 и вошел в число лидеров конкурса поддержки программ стратегического развития государственных учреждений высшего профессионального образования.

image

Вклад в жизнь региона и университетов

Кобзев много сделал и для города на посту депутата: по его инициативе в устав Томска внесен пункт о градообразующей роли научно-образовательного комплекса для муниципального образования. Университеты и научные организации стали восприниматься как самостоятельные субъекты социально-экономического развития региона, обеспечивающие как значительные налоговые поступления в бюджет, так и генерацию предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе в приоритетных высокотехнологичных областях.

Научные интересы Анатолия Кобзева

В 1967 году окончил с отличием Томский политехнический институт (сейчас ТПУ) по специальности «Электрооборудование летательных аппаратов». Анатолий Васильевич и его команда сформировали научную школу по разработке систем с многозонной импульсной модуляцией для энергообеспечения ракетно-космической техники, медицинской электроники и других важных отраслей экономики. В 1975 году он сформулировал идею многозонной импульсной модуляции, значимость которой подтверждена серией изобретений, патентов и основополагающей монографией «Многозонная импульсная модуляция». В 1998-ом Кобзев успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и применение многозонной импульсной модуляции в системах быстродействующего управления параметрами электрической энергии». В сфере научных интересов Анатолия Васильевича — нелинейные импульсные системы, математическое моделирование, импульсная модуляция, силовая электроника, автоматическое управление, электропривод. Он был руководителем крупных научных проектов, которые завершились созданием образцов новых средств автоматизации производственных процессов. По многим проектам организованы опытные производства, например, автоматизированные комплексы предстартовой подготовки спутников связи. Кобзев участвовал в создании систем управления медицинских ЯМР-томографов, систем частотного управления вентильными двигателями, бортовых систем энергообеспечения на переменном токе. Под руководством Анатолия Васильевича созданы и внедрены системы высокочастотного индукционного нагрева крупногабаритных деталей, не имеющие аналогов в мировой практике. Анатолий Кобзев – автор и соавтор 6 монографий, 8 учебных пособий, 80 статей, 93 авторских свидетельств и 9 патентов. Подготовил 4 доктора и 18 кандидатов наук.

image

Решение проблем высшей школы

Под руководством Кобзева и при его непосредственном участии разработаны и введены эффективная технология целевой подготовки специалистов и рейтинговая система обучения. С 1996 года он развивал не имеющий аналогов крупнейший проект внедрения системы дистанционного высшего образования, включающий три университета, 105 учебных центров по всей территории России и за рубежом. Созданная им система обучения с использованием дистанционных онлайн-технологий помогла многим вузам России преодолеть сложности обучения в условиях пандемии коронавируса. В настоящее время в ТУСУРе свыше 8 000 студентов обучаются по программам высшего профессионального образования дистанционно.

Анатолий Кобзев. Вклад в развитие ТУСУРа, Томска и региона

«Главное — не останавливаться!»

А. В. Кобзев